Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 01.07.2024, 10:34

МО естественных наук "Гимназия искусств при Главе Республики Коми"

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [9]
География [9]
Биология [0]
Химия [0]
Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

конспект урока географии в 9 классе "Районирование России"

Конспект урока географии в 9-м классе по теме "Районирование России"

Анчиков Сергей Евстратьевич, учитель географии

Цели:

  • обучающая: сформировать представление об экономических районах и о федеральных округах России; познакомить учащихся с основными проблемами и вариантами будущего районирования;
  • развивающая: продолжить формирование картографических умений, научиться самостоятельно определять границы экономических районов, умений самостоятельно работать с источниками информации;
  • воспитательная: развивать коммуникативные умения учащихся в парной и групповой работе.

Форма урока: урок-презентация.

Тип урока: комбинированный урок.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебник по географии 9 класса под редакцией В.Я. Рома и В.П. Дронова, М. 2009 г., географическая карта "Административно-территориальное деление России”, "Экономические районы России”, контурные карты, маркеры, дидактические материалы.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Подготовка рабочего места, приветствие, настрой на работу.

Деление учащихся на 2 группы.

2. Проверка домашнего задания.

- Что такое районирование? (Районирование – деление страны на районы, отличающиеся друг от друга природными, экономическими, историческими особенностями, условиями жизни людей).

- Что значит район? (район – территория, отличающаяся друг от друга своей специализацией)

- Что такое специализация и как ее определяют? (специализация – выпуск  какого-либо продукта (услуги) для производства которого созданы наилучшие условия. Специализацию определяют по формуле К=П/Н).

- Какие варианты районирования вы знаете? (сплошное или выборочное, иерархическое или одноуровневое, однородное или узловое. При однородном районировании вся территория страны делится на районы иерархично: макрорегионы – макрорайоны – мезорайоны – микрорайоны, без свободных пространств. При узловом – выделяются центры (ядра)каких-либо явлений, а затем окружающие и тяготеющие к ним территории).

- А что лежит в основе деления страны на экономические районы? (В основе деления страны на экономические районы лежит географическое разделение труда, которое выражается в специализации территории)

- Какие правила надо соблюдать при выделении районов? (1. Территория одной области не может относиться к разным экономическим районам. 2. Ни одно национальное образование (республика, округ) не может быть разделено границами экономических районов).

3. Изучение нового материала.

- Сегодня на уроке мы продолжим изучение нашей страны. А что станет предметом нашего изучения, вы постараетесь определить самостоятельно.

Экономический район – это территория страны, состоящая из нескольких субъектов, которая отличается от других своей специализацией. В России выделено 12 экономических районов. Основой для деления страны на экономические районы является географическое разделение труда. Такое деление страны на экономические районы называют «госплановским», т.к. эту схему районирования разработал Госплан. Это районирование используется проектными организациями, по нему сводится статистика.

Давайте оценим многоступенчатую систему районирования «сверху», сложившуюся еще при командной экономике СССР более 50 лет назад.  Сетка экономических районов, используемая до сих пор, устарела.

·         Во-первых, районы не имеют собственного территориального управления.

·         Во-вторых, специализация многих районов изменилась за эти десятилетия. Где-то создана мощная горнодобывающая промышленность, в других она ослаблена за счет истощения ресурсов. В целом по стране изменился географический рисунок экономики. Многие районы имеют нечеткую специализацию.

·         В-третьих, выделенные районы оказались крайне неравноценными как по численности жителей, так и по экономическому потенциалу. Естественно, что они отличаются по размерам территории.

Иными словами, сетка районов не соответствует огромным изменениям, происшедшим в экономике страны.

-Какие цели и задачи вы ставите перед собой на сегодняшний урок географии?

Дополните предложение: "Сегодня на уроке я хочу…”

- Поделитесь своими мыслями вслух.

 

- В ходе урока мы рассмотрим экономические районы, раскроем такие понятия, как "федеральный округ”, познакомимся с основными проблемами и вариантами будущего районирования.

 

-Давайте подумаем, какие экономические районы выделяют на сегодняшний день. ----Как вы бы назвали эти районы?

                       Приложение 1. Слайд 13 (учащиеся отвечают)

Определение и запись темы урока в тетрадь.

-Напишите названия макрорегионов и районов входящих в их состав

                        Выполняют задание 1.

Организуется взаимопроверка

 

-Схема изображает взаиморасположение российских районов. Надпишите их.

                        Выполняют задание 2.

Организуется самопроверка  - Приложение 1. Слайд 15.

Все вы в детстве играли в кубики, из которых строили разные фигуры. Попробуйте использовать в качестве таких кубиков – элементов районирования – отдельные административно-территориальные единицы (области, края, республики). Приведите примеры альтернативных вариантов размещения отдельных «кубиков» в разных районах России.

             Приложение 1.  Слайд 16.

(после работы с текстом и обсуждения в группах, учащиеся представляют различные варианты размещения Вологодской области).

По указу президента для укрепления эффективности федеральной государственной власти, совершенствования контроля за исполнением законов в субъектах Федерации были образованы семь федеральных округов. Они непосредственно подчинены Президенту через назначаемых в них полномочных представителей.

                                Приложение 1.  Слайд 17.

А теперь подумаем над будущим районированием России. Вот один из них. В России выделяется две широтные социально-экономические и экологические зоны: зона Севера и основная зона расселения.

                                Приложение 1.  Слайд 18.

В этом случае зона Севера может быть поделена на несколько частей-районов.

-Какие?    (варианты учащихся).

- А как разделить основную зону расселения? – Какие факторы должны быть учтены при этом? (работа со слайдом 18).

Попробуйте предложить на этой основе новую систему районирования.

                                Приложение 1.  Слайд 19.

Итак, используя контурную карту с обозначенными границами административных единиц, подготовьте и обсудите свой вариант совершенствования районирования России, исходя из современной ее «сетки».

 

 

4. Подведение итогов урока. Закрепление полученных знаний.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Для каких целей созданы федеральные округа?

- Достигли ли поставленной цели?

 

Литература:

1.      Библиотека электронных наглядных пособий "География”. Республиканский мультимедиа центр Минобразования России по заказу Министерства образования Российской Федерации. 2003 г., Москва.

2.      В.П.Дронов, В.Я.Ром. "География России: население и хозяйство” 9-й класс (М.:Дрофа).

3.      Интернет-ресурсы.

4.      Е.А.Жижина "Поурочные разработки по географии: население и хозяйство России. 9-й класс. – М.: "ВАКО”, 2005.

Категория: Мои статьи | Добавил: geograf (13.01.2014)
Просмотров: 9473 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.0/3
Всего комментариев: 1
1 зарема  
0
спасибо за конспект!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz