Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 01.07.2024, 09:39

МО естественных наук "Гимназия искусств при Главе Республики Коми"

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [9]
География [9]
Биология [0]
Химия [0]
Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

УРОК ПО ТЕМЕ: «ТИП МОЛЛЮСКИ (МЯГКОТЕЛЫЕ). КЛАСС ГОЛОВОНОГИЕ МОЛЛЮСКИ».

Государственная общеобразовательная школа-интернат

«Гимназия искусств при Главе Республики Коми»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИОЛОГИЯ  (ЖИВОТНЫЕ).

7 класс

 

УРОК ПО ТЕМЕ: «ТИП МОЛЛЮСКИ (МЯГКОТЕЛЫЕ).

КЛАСС ГОЛОВОНОГИЕ МОЛЛЮСКИ».

 

 

 

                                                         Учитель   РИМСКИХ Е.П.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сыктывкар, 2013

 


 

РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

 НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

 

Критическое  мышление – это поиск  здравого смысла: как поступить логично, рассудить объективно, с  учетом  как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений. Критическое мышление способно выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, весьма существенные при решении проблем.

Актуальным в образовании в последние годы стал вопрос о педагогических технологиях. В настоящее время существует множество позиций разных авторов, касающихся самого определения педагогической технологии.

Я работаю в «ГОШИ Гимназия Искусств при Главе Республики Коми». Наше учебное учреждение отличает то, что мы по иному должны относиться к судьбе детей с высокими показателями интеллектуальных возможностей. Им нужна мощная мотивация саморазвития, реализация своих творческих способностей. Придерживаюсь мнения тех ученых, которые считают, что творческие способности можно развить, создав для этого специальные условия. Если школьник с самого начала подготавливается к тому, что он должен создавать, придумывать, находить оригинальные решения известным проблемам, то личность этого школьника будет формироваться не так, как формируется личность ребенка, обучаемого в рамках идеологии - повторение сказанного учителем.

Современному педагогу становится ясно, что ни одна наука в одиночку не может дать ответа ни на один заявленный вопрос, ни одна педагогическая технология, взятая в отрыве от других социальных ситуаций взаимодействия, не обеспечит растущему поколению ориентацию на самореализацию в мире современной науки. Именно поэтому организация учебного процесса, связанная с развитием склонностей к критическому мышлению, представляется нам (мне и моим коллегам) инструментом, который позволяет разрешить противоречия между консервативными установками традиционного образования и авангардными идеями, позволит в большей степени реализовать те педагогические задачи, о которых было сказано выше.

«Критическое мышление» - обозначение некоторого педагогического подхода. Это педагогическая технология построения урока на базе критического отношения к тексту. "Критическое мышление" - новый взгляд на урок, эта технология дает освоение нового способа познания. Школа - это то место, где ребенку отвечают на вопросы, которые он не задавал. Уроки, выстроенные по технологии "критического мышления", побуждают детей самих задавать вопросы и активизируют к поиску ответа.

Технология "критического мышления" позволяет активизировать интеллектуальную и эмоциональную деятельность ребенка, вовлечь в процесс обучения личностное начало ребенка. Одна из основных целей технологии развития критического мышления — научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что новое он открыл для себя.

Технологию развития критического мышления предложили в середине 90-х годов XX века американские педагоги Дж. Стил, К. Мередит, Ч.Темпл как особую методику обучения, отвечающую на вопрос: как учить мыслить. Критическое мышление, по мнению американских педагогов, означает, что человек использует исследовательские методы в обучении, ставит перед собой вопросы и планомерно ищет на них ответы. А.П.Чернявская  отмечает, что технология развития критического мышления, или РКМЧП, это разновидность личностно-ориентированного обучения. "Разница лишь в том, что в данном варианте личностно-ориентированное обучение не останавливается на общих лозунгах, а достигает уровня технологической проработки метода".

Раскрывая особенности технологии развития критического мышления, как интегративного способа обучения, Е.О. Галицких выделяет четыре существенных компонента группового задания для самостоятельной работы учащихся:

• оно содержит ситуацию выбора, который делают учащиеся, ориентируясь на собственные ценности;

• предполагает смену ролевых позиций учащихся;

• настраивает на доверие участников группы друг к другу;

• выполняется приемами, которыми человек пользуется постоянно (сравнение, систематизация, анализ, обобщение и др.).

Выполняя групповое задание, общаясь между собой, ученики участвуют в активном построении знаний, в добывании необходимой информации для решения проблемы. Школьники приобретают новое качество, характеризующее развитие интеллекта на новом этапе, способность критически мыслить.

Ученые-педагоги выделяют следующие признаки критического мышления:

• мышление продуктивное, в ходе которого формируется позитивный опыт из всего, что происходит с человеком;

• самостоятельное, ответственное;

• аргументированное, поскольку убедительные доводы позволяют принимать продуманные решения;

• многогранное, так как оно проявляется в умении рассматривать явление с разных сторон;

• индивидуальное, ибо оно формирует личностную культуру работы с информацией;

• социальное, поскольку работа осуществляется в парах, группах; основной прием взаимодействия - дискуссия.

Критическое мышление начинается с вопросов и проблем, а не с ответов на вопросы преподавателя. Человек нуждается в критическом мышлении, которое помогает ему жить среди людей, социализироваться. Эта модель описана С.И.Заир-Бек. Ее основу составляет трехфазный процесс: вызов - реализация смысла (осмысление содержания) - рефлексия (размышление).

 

Структура занятия в концепции "критического мышления"

 

1 этап - "Вызов" (ликвидация чистого листа). Ребенок ставит перед собой вопрос "Что я знаю?" по данной проблеме.

Можно предложить ребенку работу с вопросами по проблеме. Работа с вопросами может проходить в два этапа: "я сам", "мы вместе" (парная или групповая работа). Хороший прием, который может использоваться на данной стадии - это "мозговая атака". На стадии вызова у ребенка должно сформироваться представление, чего же он не знает, "Что хочу узнать?".

2 этап - "Осмысление" (реализация осмысления).

На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на те вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать).

Здесь может быть предложена работа с текстом: прочитать, пересказать, растолковать соседу (группе), заполнение матричной таблицы, чтение с пометками текста ("V" - уже знаю ; "+" - новое; "-" -противоречит взглядам; "?" - "хочу узнать подробнее"), выписка из текста.

3 этап – "Рефлексия" (размышление).

Размышление и обобщение того, "что узнал" ребенок на уроке по данной проблеме. На этой стадии может быть составлен опорный конспект в тетради учащегося. Кроме того, могут быть осуществлены:

а) возврат к стадии вызова;

б) возврат к ключевым словам;

в) возврат к перевернутым логическим цепочкам;

г) возврат к кластерам.

Методические приемы критического мышления.

Вызов:

1. Парная мозговая атака.

2. Групповая мозговая атака. (В случае отказа: напиши, почему отказываешься?  Посиди в группе и послушай).

3. Работа с ключевыми терминами.

4. Перевёрнутые логические цепи (связать последовательность элементов информации в нужной последовательности).

5. Свободное письмо (задаётся тема, а способ воплощения - нет; пишите всё, что приходит в голову: это может быть связанный текст, или опорные словосочетания).

6. Разбивка на кластеры (построение логографа-выделение блоков идей).

7. Механизм ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал).

Стадия осмысления:

1. Маркировочная таблица (5-я так и думал, + - новая информация, + ! - очень ценная информация, - - у меня по-другому, ? - не очень понятно, я удивлён).

2. Взаимоопрос и взаимообучение (например, задать друг другу вопросы).

3. Двойной дневник (страница делиться на две части: слева - что понравилось, запомнилось, справа - почему, какие ассоциации).

Рефлексия:

1. Возврат к стадии вызова (обсудить, что совпало).

2. Возврат к ключевым словам.

3. Возврат к перевернутым логическим цепочкам.

4. Возврат к кластерам (их заполнение).

5. Возврат к ЗХУ.

Дополнительные приемы:

A) Трёхчастный дневник (В третьей колонке - письмо учителю, описание впечатлений, предложения).

Б) Графическая организация материала (Концептуальная таблица).

B) Кубик. Грани.

• Дай описание.

• Сравни с чем-нибудь.

• Проассоциируй (на что похоже).

• Проанализируй (из чего состоит).

• Примени это.

• Приведи примеры.

Г) Синквейн – способ творческой рефлексии - "стихотворение", написанное по определенным правилам:

1 строка - одно существительное,

2-ая - два прилагательных,

3-я - три глагола,

4-ая - крылатая фраза,

5-ая - одно существительное, которое выражает суть.

"Критическое мышление" можно смело отнести к инновационным технологиям, так как она соответствует основным параметрам инновационного обучения.

 


 

УРОК ПО ТЕМЕ «ТИП МОЛЛЮСКИ (МЯГКОТЕЛЫЕ).

КЛАСС ГОЛОВОНОГИЕ МОЛЛЮСКИ»

 

ЦЕЛЬ УРОКА. Раскрыть особенности строения моллюсков класса Головоногих.

ЗАДАЧИ УРОКА:

1. Сформировать понятия: класс Головоногие, мантия, чернильный мешок, половой диморфизм, сепия.

2. Раскрыть особенности строения класса Головоногих моллюсков их роль в природе и в жизни человека.

3. Привести учащихся к умению создавать проблемные ситуации и видеть их пути решения.

4. Обучать  аргументированно защищать свою точку зрения, обобщать, сравнивать, делать выводы.

5. Развивать коммуникативные способности.

6. Воспитывать бережное отношение к природе.

ОБОРУДОВАНИЕ К УРОКУ: физическая карта Мира, таблицы «Головоногие моллюски»,картины с изображением Головоногих моллюсков, коллекция раковин моллюсков разного класса, компьютер, мультимедийный проектор, электронные наглядные пособия, учебник «Биология» - авторы В.С. Кучменко,  В.М. Константинов, В. Г. Бабенко, вопросы для актуализации знаний.

ТЕРМИНЫ УРОКА:  Класс Головоногие моллюски, роговые челюсти, мускулистая глотка, ядовитые слюнные железы, чернильный мешок, мозг, замкнутая кровеносная система, половой диморфизм, сперматофоры.

ТИП УРОКА.  Комбинированный урок с использованием технологии развития критического мышления.

МЕТОДЫ: словесные, наглядные, практические, устный и письменный контроль, самоконтроль, демонстрация.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: информатика, география, химия, экология, кулинария.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

индивидуальная работа, работа в паре, фронтальная работа.

 

 


 

ПЛАН УРОКА

 

Стадия «ВЫЗОВА»

 

1-я стадия «ВЫЗОВА».

ВСТУПЛЕНИЕ (Учитель): «С древних времен эти существа покоряли людей. В древней Спарте Вам, как гостю, подали бы угощение «Черный суп», в Италии мясо этого животного фаршированное в шоколаде, а в Японии, в Китае - мясо в сушеном, вареном, маринованном виде. И в России едят…

Вы их не встретите в Черном и Белом морях. Основные их места обитания - моря с высокой соленостью вод (33%).

Вы восторгались умом животного этого класса летом во время чемпионата Мира по футболу. И это был……..? (осьминог Пауль). И наш урок посвящен изучению класса ….?».

Дети записывают тему урока.    Организованно открывают параграф № 23 учебника.

2-я стадия «ВЫЗОВА».

Демонстрация учителем, с использованием электронных наглядных пособий, видового разнообразия Головоногих моллюсков.

На партах находится раздаточный материал – раковины моллюсков, окаменелые организмы древних Головоногих. Среди разнообразия необходимо (по просьбе учителя) найти Головоногих моллюсков (Аммонит, белемнит). Ученики находят, используя  изображения древних Головоногих, лежащих на партах,  иллюстрациях,  определяют их названия. Эвристически  рассуждая (учитель помогает) и  критически осмысливая,  ученики восстанавливают  их былую жизненную форму, образ жизни.

3-я стадия «ВЫЗОВА».

Учитель кратко озвучивает свою цель урока…

Учитель: «Новый материал запоминается легче, если он нанизывается на уже полученные Вами знания из научно – популярной литературы. Поэтому сейчас предстоит работа с извлечением знаний о Головоногих моллюсках из своей памяти».

Под рубрикой «Я знаю», применяя метод «Мозгового штурма», ученики индивидуально отвечают в своих тетрадях, в течение 30 сек. После этого обмениваются информацией с соседом по парте. Затем в парах выдают информацию по кругу (не повторяясь) о Головоногих моллюсках. Учитель записывает высказывания учеников на доске под заголовком «Я знаю».

4-я стадия «ВЫЗОВА».

Ученики работают под рубрикой «Хочу узнать». Сначала индивидуально в тетрадях (30 сек.), после обмениваются информацией в паре (30 сек.). Учащиеся  парами озвучивают написанную и осмысленную информацию, не повторяясь по кругу. Задача учителя записать воспроизведенную информацию на доске под заголовком «Хочу знать».  

Это те задачи, которые ученики поставили перед собой для критически – осмысленного выяснения особенностей строения  Головоногих моллюсков.

5-я стадия «ВЫЗОВА».

Используя метод «Мозгового штурма», с целью активизации мыслительных процессов учитель организует работу с терминами по изучаемой теме. На доске написаны термины к уроку Головоногие моллюски: Класс Головоногие моллюски, чернильная железа, сепия.   

Учащиеся осмысливают, думают, размышляют, проводят сравнение и высказываются индивидуально. Ответы сопоставляются с материалом текста параграфа № 23. Размышляют над вопросами: «Какая взаимосвязь между художниками и Головоногими моллюсками? Какая взаимосвязь между дизайнерами и Головоногими  моллюсками? Имеется ли взаимосвязь  между блюдом «Черный суп» и чернильной железой? Как часто они используют краску сепию и почему? Из чего вырабатывается эта краска и чернила – сепия? Задача учителя направлять беседующих.

 

Стадия «ОСМЫСЛЕНИЕ»

 

Идет работа с текстом параграфа и его маркировка. Используется метод  «Чтение с остановками и вопросы Блума». Учитель заранее текст параграфа №23 делит на блоки (смысловые части).

В процессе чтения смысловых частей, ученики  простым карандашом в тексте подчеркивают уже известную информацию по теме. В тетрадях вычерчивается таблица из трех колонок, куда детьми записывается со смысловых частей текста информация под рубрикой: «Узнал новое», «Что удивило», «Применение темы в жизни». В ходе осмысленного изучения текста с остановками, учитель напоминает ученикам о задачах ими поставленных в стадии «Вызова» - «Хочу узнать». На каждой остановке анализируются вопросы, которые в данном случае поставили дети для развития разнообразных мыслительных процессов.

На оной из пауз предлагается физкультминутка - изображаем спящего осьминога. Сидя, поднять обе руки вверх, вращение туловищем по кругу вправо и влево по 4 раза.

Вопросы критическому осмыслению текста, задаваемые детьми:

- Почему для моллюсков этого класса характерна двухсторонняя симметрия тела?

- Думаем, размышляем, что еще позволяет моллюскам развивать высокую скорость  движения и для чего она им необходима?

- Перечислите все признаки Головоногих моллюсков, связанных с хищничеством. Составьте цепь питания (начните с рыбы).

- Форма тела кальмара послужила конструированию какого вида транспорта?

- Поразмышляйте, чему можно обучить умнейших существ – осьминогов?

- Иногда работники зоопарков бывают укушенными осьминогами за кисть руки. В природе тоже бывает этот случай. Почему кисть руки опухает, а иногда наступает смерть?

- Кто обучил осьминогов заботиться о потомстве? Какой это рефлекс?

- Проанализируйте полученную информацию и скажите, каким образом удается этим древним существам выживать в современное время?

Проанализировав критически текст учебника, учащиеся в парах обмениваются новой информацией, записанной в тетради - «Узнал новое». Учитель акцентирует внимание учащихся на выполнение всех поставленных задач в стадии «Вызов».

 

Стадия «РАЗМЫШЛЕНИЕ»  (РЕФЛЕКСИЯ).

                                            

1

Используется метод «Запутанные слова». Учитель заранее готовит прием и организует работу в парах. Из предложенных им терминов ученикам необходимо выбрать те, которые относятся к теме «Головоногие моллюски»: половой диморфизм, мантия, фильтратор, голубая «кровь», развитый головной мозг, жемчуг, соленость вод 33%, нога с широкой мускулистой подошвой, легкие, сперматофоры, дыхательное отверстие, чернильная железа, аргонавт, роговые челюсти, биссус, беззубка,  реактивный способ движения, мускул – замыкатель, ядовитые слюнные железы. По ходу анализа ученики должны определить к какому классу моллюсков принадлежат термины, не относящиеся к Головоногим моллюскам.

2

В качестве индивидуального самостоятельного задания - составить синквейн об осьминоге.  Правила составления  синквейна заранее распечатаны учителем и лежат на партах (как памятка).

1 строка – одно существительное.

2 строка – три прилагательные.

3 строка – три глагола.

4 строка – крылатое слово из четырех слов.

5 строка – синоним первому слову.

 

Осьминог.

Хищный, опасный, умный.

Плавает, кусает, узнает.

Осьминог – это «примат» моря.

Животное.

 

Ученики высказываются в парах по кругу:

- Вопросы над которыми они размышляли на стадии «Осмысления».

- Где изученную тему можно применить в жизни?

- Что удивило?

 

Домашнее задание:

1) прочитать параграф № 23;

2) индивидуальное выполнение письменного сообщения об одном из видов моллюсков класса Головоногих.

 

Оценивание учащихся.

Функционирует «накопитель» отметок:

1)           за работу на уроке (активность, точность  рассуждений, умение аргументировано доказывать);

2)            за работу в тетради (аккуратность, выполненный объем);

3)            за сообщение (логичное изложение текста).

Высшая оценка – 5 баллов.

Категория: Мои статьи | Добавил: geograf (13.01.2014)
Просмотров: 2683 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz