Использование ЭОР в образовательной деятельности
по естественным дисциплинам
Одним из положений Национальной образовательной инициативы «Наша
новая школа» является информатизация образования, которая позволяет учителю
перестроить процесс обучения, сделать его более эффективным и современным. Это
выражается не только в увеличении количества техники в школе и переходе на
электронные журналы и системы электронного документооборота, управления школой
в целом, но и в грамотном, продуманном и результативном применении электронных
образовательных ресурсов.
В настоящее время в образовательный процесс любого учебного
заведения в связи с внедрением ФГОС II поколения водятся новые формы обучения, так или иначе
связанные с информационными технологиями. Компьютерные обучающие системы,
компьютерные учебники и словари, энциклопедии, тренажеры, виртуальные
коллективные среды, учебные видеофильмы и звукозаписи – все это примеры
электронных образовательных ресурсов, то есть таких образовательных ресурсов,
для воспроизведения которых требуется компьютер.
Среди ведущих перспективных направлений современного образования
следует назвать:
− обновление географического, биологического образования в условиях
перехода на ФГОС нового поколения (приказ Министерства образования и науки РФ
от 17 декабря 2010 года № 1879).
География − единственный школьный предмет, формирующий у обучающихся
комплексное представление о Земле как планете людей и знакомящий их с
территориальным подходом как особым методом научного познания и важным
инструментом воздействия на природные и социально-экономические процессы.
Школьная география, особенно география России, всегда относилась к
разряду мировоззренческих дисциплин. Именно география и история
в значительной мере решают
основную задачу российской школы:
формирование у учащихся российской идентичности как главного условия
укрепления российской государственности.
Не случайно география всегда присутствовала в программах гимназического
образования в российских школах. Эта
задача ставится в качестве приоритетной
во ФГОС ООО.
География, возможно, в большей степени, чем любой другой предмет,
имеет основание реализовывать принцип наглядности. В географии используются
картографические методы, которые опираются на деятельность учащихся с картой
как средством обучения. География оперирует пространственными представлениями,
понятиями, которые очень сложно объяснить, не обращаясь к моделям, в т.ч.,
виртуальным. География предполагает «игру масштабами», использование математического
аппарата и очень большое количество фактического материала (номенклатуры –
перечня географических объектов, которые необходимо знать и уметь показывать на
карте), терминов, сущности процессов и явлений, статистического материала.
Школьники, в процессе изучения географии, обращаются к огромному количеству баз
данных, а в процессе подготовки к ЕГЭ и ГИА – к контрольно-измерительным
материалам, которые выполнены в тестовой форме.
Специализированные и уникальные возможности цифровых образовательных
ресурсов (ЦОР) по биологии связаны с реализацией особенностей дидактических
задач, решаемых в рамках ФГОС II
поколения в новой среде обучения. К их числу можно отнести создание и введение
в учебный процесс инновационных модулей в изучение биологии. Другой, и самый
важный момент – необходимо эти модули увидеть и выделить (принцип
педагогической целесообразности). Примерами могут стать разработки
автоматизированных специализированных баз данных; виртуальных лабораторных
практикумов; лабораторий удалённого доступа с реальными приборами;
инструментарий для полевых исследований (определители, электронные
минилаборатории, словари, электронные журналы для наблюдений). Соответствующее
программное обеспечение типа математических конструкторов и редакторов сделало
возможным появление исследовательской «математизированной» биологии, а
разнообразные виртуальные конструкторы и моделирующие среды позволили построить
принципиально новые ЭОР по биологии.
Существуют специально разработанные и находящиеся в открытом доступе
электронные образовательные ресурсы, которые могут и должны применяться
учителями географии, биологии. В
настоящее время имеется большое количество цифровых и электронных
образовательных ресурсов. Но преподаватели акцентируют внимание на двух
коллекциях. Это:
• Федеральный центр
информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) (http://fcior.edu.ru);
• Единая коллекция
цифровых образовательных ресурсов (ЕК)
(http://school-collection.edu.ru).
Структура учебного процесса включает три
основных компонента – получение информации, практические занятия и аттестацию.
Соответственно определяются три вида
образовательных объектов: информация (И), практикум (П), контроль (К). Образовательное
электронное издание/ресурс может быть посвящено только одному образовательному
компоненту, или включать все три вида образовательных объектов. Таким образом,
можно говорить о создании электронных образовательных ресурсов модульной
архитектуры (ЭОР нового поколения). На сайте ФЦИОР (http://fcior.edu.ru) ЭОР нового
поколения представляют собой открытые
образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС).
При этом каждый ЭОР автономен, представляет
собой законченный интерактивный мультимедиа продукт, нацеленный на решение
определенной учебной задачи.
·
И-модули содержат
теоретический материал по предмету, используются для объяснения нового
материала и нацеливают учащихся на активную познавательную деятельность с
использованием мультимедийных учебных материалов различной степени
интерактивности. Например, И-модуль по географии: Водные
ресурсы материков и их регионов. Целью данного модуля
является: рассмотреть виды водных ресурсов материков, познакомиться с главными
водными объектами материков и их регионов. Особое внимание уделено изучению
видов водных ресурсов. Рассматриваются также водные ресурсы Евразии, Африки,
Северной и Южной Америки и Австралии. По биологии, например, интерактивная
лекция с дикторским текстом, с гиперссылками, со сменой слайдов, анимационными
вставками или видеофрагментами (большая часть модулей): «Виноградная
улитка, прудовик и голые слизни» (детализированное
представление).
·
П-модули предоставляют
учащимся возможности и средства для применения полученных знаний на практике, для
закрепления этих знаний, а также выработки на их основе умений и навыков
(виртуальные лабораторные работы, тренинги, практикумы по решению задач). Например,
П-модуль по географии: Вода в почве.
Практические задания. Модуль помогает закрепить
материал по теме урока. В качестве практических упражнений предлагается пройти
тест, ответив на вопросы следующих тематик: «Водопроницаемость почвы», «Водные
режимы почвы», «Правильный полив почвы». По биологии, например, пошаговый
практикум с теоретической, практической
и контрольной частями (текущий и итоговый контроль – тестовые задания:
одиночный выбор, множественный выбор, указание порядка следования, ручной ввод
числа или текста): «Строение и работа устьиц»
(углубленное изучение).
К-модули предоставляют возможности для
проверки уровня усвоения знаний при работе учеников под руководством учителя
или в самостоятельном режиме (тесты, контрольные работы, исследовательские
проекты). Например, К-модуль по географии: Гидросфера. Контрольные задания. Данный модуль предполагает оценку знаний по
некоторым вопросам в рамках рассматриваемой темы, а именно: «Круговорот воды в
природе», «Реки», «Водопады», «Взаимодействие гидросферы и литосферы». По
биологии, например, тесты разного
типа (выбор объекта, установление соответствия, задания открытого типа с окном
для ввода ответа) с дополнительной информацией и анимацией: «Строение и работа почек».
На
первоначальных этапах работы с ЭОР преподаватель может:
- читать текст (управлять его
движением в окне, или листать
страницы);
- просмотр графики (схем, диаграмм,
символьных последовательностей, таблиц);
- прослушивание звука (речи, музыки,
комбинированного (речь на фоне музыки);
- просмотр изображений (реалистических и
синтезированных);
- восприятие аудиовизуальной композиции
(звук + текст; звук + статическое изображение (фотографии, рисунки); звук
+ последовательность статических
изображений; звук + динамическое изображение (видео)).
К
активным формам работы Оксана Анатольевна на дальнейших этапах относит:
- навигацию по элементам (операции в
гипертексте, переходы по визуальным объектам);
- копирование элементов в буфер для
создания собственных оригинальных композиций;
- множественный выбор из текста и
изображений;
- масштабирование изображения для
детального изучения;
- изменение пространственной ориентации
объектов (поворот объемных тел);
- изменение азимута и угла зрения («поворот
и наезд камеры» в виртуальных панорамах);
- управление интерактивной композицией.
На
дальнейшем этапе преподаватель может использовать деятельностные формы:
- удаление или введение объектов в активное
поле;
- перемещение объектов;
- совмещение объектов для изменения их
свойств или получения новых объектов;
- составление определенных композиций
объектов;
- объединение объектов связями с целью
организации определенной системы;
- изменение параметров или характеристик
объектов и процессов;
- декомпозиция или перемещение по уровням
вложенности объекта, представляющего собой сложную систему.
Оксана Анатольевна считает, что одним из
специфических видов деятельности в обучении и преподавании географии является работа с картой. Карта – это средство и
объект обучения. На современном этапе развития картографии появляются новые
виды карт − цифровые, в том числе интерактивные карты.
Качество преподавания географии и качество
географических знаний учащихся во многом зависят от обеспеченности преподавания
географии необходимым набором контурных карт. Контурные карты на Российском
общеобразовательном портале (http://www.edu.ru/maps/), предназначены именно для создания такого,
индивидуального для каждого учителя, набора карт. На портале представлены две основные карты – мира и
России, на основе которых можно создавать карты отдельных регионов мира и
России. Для мира такими регионами являются в первую очередь материки и части
света. А для России – экономические районы.
По мнению Валентины Викторовны, использование
электронных образовательных ресурсов на сайте ФЦИОР (http://fcior.edu.ru) дают возможность осуществлять на уроках
индивидуального и дифференцированного подходов в преподавании, что и требуется
во ФГОС. При этом каждый ученик может работать в индивидуальном ритме,
выполнять задания выбранного уровня сложности и видеть результат своих
действий. Но следует учитывать, что и компьютер, и программы должны быть
органично взаимосвязаны с другими составляющими процесса обучения: целями,
содержанием, формами, методами обучения, деятельностью учителя и учащегося.
Нельзя использовать ЭОР в качестве наглядного
пособия, или просто отправлять школьников в неподготовленный для образования,
далекий от дидактики Интернет. Учителя
и книгу никто не отменял.
Вторая коллекция, которую необходимо
рассмотреть, – Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов(http://school-collection.edu.ru) была
создана в период 2005-2007 гг. в рамках проекта «Информатизация системы
образования» (ИСО).
Целью создания Единой коллекции является
сосредоточение в одном месте и предоставление доступа к полному набору
современных обучающих средств, предназначенных для преподавания и изучения
различных учебных дисциплин в соответствии с ФГОС основного общего образования.
Раздел «География» в
Единой коллекции содержит различные ресурсы, которые Валентина Викторовна
использует в своей работе. Эти ресурсы объединены в следующие четыре типа:
1.
Источники информации – тексты, иллюстрации, графика,
звуковые файлы, видеофрагменты. Из этих элементов можно построить свой урок.
2.
Образовательный инструментарий, который можно
включать в свой урок. Эти инструменты подразделяются на инструменты учебной
деятельности и инструменты организации образовательного процесса.
3.
Методические материалы по формированию уроков.
4.
Регламенты и нормативные документы. Это
учебно-тематические планы, должностные инструкции, проекты приказов и
распоряжений, которые призваны помогать организовывать образовательный процесс
с использованием цифровых ресурсов:
-
http://geo-tur.narod.ru/
Гео-Тур. Все, что вы хотели знать о
географии. Сайт посвящен географии стран мира и всему, что связано с
географией, создан с использованием материалов "Большой энциклопедии
Кирилла и Мефодия". Разделы сайта: География стран и континентов, карты
стран мира и материков, ЭГП, история стран мира. Население и климат стран мира.
Статистические данные, интересные факты, словарь по географии.
-
http://www.mirkart.ru/
Проект mirkart.ru социально ориентированный и научно-образовательный интернет-ресурс.
Представлены интерактивные карты России (политико-административная, часовых
поясов, федеральных округов, тематические карты) и других регионов, стран и
городов.
-
http://www.geoport.ru/
Страноведческий портал Geoport.ru. содержит в себе систематизированную информацию,
отобранную из сети интернет, ежедневно обновляемую и пополняемую, а также
краткие и аналитические справки по представленным рубрикам.
-
http://worldgeo.ru/
Содержит информацию в виде списков и
таблиц о площади, населении стран мира, столицах государств, крупных городах.
-
http://www.russia-map.ru/
На сайте размещены географические карты
высокого разрешения России, городов России, Европы и европейских стран.
-
http://geo.historic.ru/
Географический справочник. Удобно
построенный справочник, в котором материал сгруппирован по странам, снабжен
интерактивными ссылками, статьями и картографическим материалом.
-
http://www.bibliotekar.ru/enсGoroda/
Энциклопедический справочник «Города
и столицы». Содержит статьи и справки о столицах 190 государств мира, включая
географическое положение, численность населения, возникновение и основные
этапы истории, важнейшие памятники архитектуры, религиозные и культурные
ценности, крупнейшие предприятия и ведущие отрасли промышленности.
Основные типы ЭОР по биологии http://school-collection.edu.ru: наборы ЭОР к учебникам; инновационные учебные
материалы; электронные издания; коллекции; инструменты организации учебного процесса
– все это широко использует Оксана Анатольевна в проведении уроков по биологии
и лабораторным работам.
Благодаря тому, что все типы ресурсов Единой
образовательной коллекции находятся в концептуальной увязке, учитель получает
полный комплекс материалов, позволяющий использовать тот или иной цифровой
ресурс в ежедневной практической деятельности.
Применение новых
информационных и телекоммуникационных технологий позволяет разнообразить и комбинировать средства
педагогического воздействия. Использование ЭОР в учебном процессе позволяет
повысить качество учебного материала и усилить образовательные эффекты. При
условии систематического использования ЭОР в учебном процессе в сочетании
с традиционными методами обучения можно значительно повысить эффективность
обучения. Использование ЭОР на уроках географии, биологии предоставляет
достаточно широкие возможности для организации занятий, выстроенных как в традиционных,
так и инновационных формах.
|