Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 01.07.2024, 09:48

МО естественных наук "Гимназия искусств при Главе Республики Коми"

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [9]
География [9]
Биология [0]
Химия [0]
Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Ментальные (условные) географические карты

 Ментальные карты в обучении географии

 

 Развитие познавательной активности, интереса к предмету, возможность проявить свои творческие способности – всему этому способствует составление так называемых ментальных (условных) карт.

Ментальные карты обозначают выраженные в графической форме пространственные образы (экономический район, страна), сформировавшиеся у отдельного человека или группы людей в процессе обучения, а также под влиянием средств массовой информации и межличностного общения. Эти изображения очень далеки от реальных карт. Однако, ценность использования ментальных карт на уроках географии не вызывает сомнений. Их анализ позволяет оценить запас чувственных впечатлений ученика об окружающем мире, понимание им структурно-функциональных особенностей организации геопространства, а также его отношение к изображаемому объекту.

При создании ментальных карт школьник демонстрирует умение выражать в графической форме свое мировидение. Это умение характеризует уровень развития пространственного воображения школьников.

Ментальная карта – это своеобразная «визитная карточка территории, составить ее – задача многотрудная. Ученик должен на небольшом формате отобразить географические и другие особенности изучаемой территории, а также в коротком пояснении обосновать свой проект.

На ментальной (условной) карте с помощью условных обозначений схематически изображаются особенности той или иной территории (в частности того или иного экономического района, страны)

Цель данного проекта: изучить и описать данный регион. Задачи: - найти информацию; - перевести словесную информацию в графическую; - создать собственно ментальную карту.

Требования к составлению ментальной  карты:

1. Выделение опорных слов. При выполнении такой работы впервые опорные слова выделяет учитель.

2. Собственно составление ментальной карты. Возможно использовать не более 10-12 условных знаков и 2-3 географических названий.

3. Определение отраслей специализации в промышленности и в сельском хозяйстве.

Составление ментальных карт может осуществляться как в курсе экономической географии России и мира, так и в курсе физической географии материков.

При составлении условных карт можно использовать индивидуальную и групповую форму работы.

При изучении нового материала такие творческие работы помогают преодолеть перегрузки учащихся домашними заданиями. При этом нисколько не умаляется необходимый уровень разносторонних научных знаний, более того – широко используется дополнительный материал. Уроки, как правило, требуют от учащихся сосредоточенной самостоятельной работы и прочных опорных знаний.

При составлении ментальных карт ученик проделывает очень большую мыслительную работу: усвоить информацию, проанализировать ее, сделать обобщение  и выделить главное, существенное. В результате формируются определенные знания, развиваются умения работать с источниками информации, умение выделять главное.

Такие уроки дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, а также приводит к необходимости творческой оценки изучаемых явлений. В процессе проведения этих уроков складываются благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, изложения кратких, но точных выводов. Интерес вызывается и необычной формой работы, чем снимается бесконечная традиционность урока, оживляется мысль.

Категория: Мои статьи | Добавил: geograf (13.01.2014)
Просмотров: 523 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz