Школьный геоэкологический проект.
Одно из плодотворных
направлений модернизации географического образования – проектная деятельность
школьников. Исследовательская работа учащихся помогает сформировать определенный
объем знаний о взаимосвязях и взаимодействиях в системе «человек – природа –
хозяйство - окружающая среда». Осознать место человека в природе, его участие в
нарушении и дестабилизации своей среды обитания в пространственно-временном
измерении.
Использование в
учебном процессе метода проектов направлено на создание конкретного продукта
(получение результата), позволяющего учащемуся пережить ситуацию
самореализации.
Проектное обучение развивает у детей самостоятельность,
творческое отношение к делу, способствует формированию навыков
поисково-исследовательской деятельности, созданию условий для подготовки к
продолжению образования в выбранной области. Проектная деятельность учащихся по географии и
геоэкологии реализуется в форме составленных карт, схем, таблиц, графиков,
диаграмм, систематизированного описания итогов проведенного исследования.
Работа учителя в
качестве руководителя проекта заключается в мотивации проектной деятельности в
организации учащихся на определение замысла проекта, в стимулировании их
поисковой деятельности, в консультации по вопросам получения, обработки
информации, выбора формы реализации проекта, его апробации и презентации.
Выполнение
школьного проекта имеет много общего с научно-исследовательской работой, что
порождает необходимость овладения учителем «технологии научного исследования».
Успешное обучение и осуществление исследовательской деятельности учащимися
возможны, если имеется представление обо всех ее элементах и этапах в целом.
Первый этап – организационно-подготовительный.
Работа над проектом начинается с выбора темы исследования, т.е. с определения
задачи, которая должна быть решена учащимися. На начальном этапе составляют
предварительный план, определяют участников, методы, процедуры, приемы
исследования географической действительности.
Второй этап – поисково-исследовательский. Он состоит в разработке
программы исследования, в материально-технической подготовке, в сборе и
изучении необходимой информации, в привлечении в качестве консультанта
сотрудника вуза или научного учреждения, в проведении исследовательской работы
по выбранной теме (проблеме). Непосредственное исследование проводится на
основе применения многих методов: наблюдения, эксперимента, опроса, анализа и
синтеза и других исследовательских операций, выполнение которых обеспечивает
достижение искомого результата.
Третий этап – отчетно-оформительский. При изложении содержания
выполненного проекта необходимо четко сформулировать проблему исследования,
описать условия ее постановки, указать цель, общий метод исследования. В
выводах необходимо отметить, из каких вспомогательных результатов и предпосылок
следует основной результат. Новизну полученного результата необходимо
обосновать путем сравнения с другими, показав отличия первого от вторых.
Четвертый этап –
информационно-презентативный. На заключительном этапе проводят защиту осуществленного
проекта в классе, школе, обсуждают итог общей и индивидуальной работы. При
рассмотрении представленной работы обращают внимание на актуальность и наличие
исследовательской части в решении проблемы, творческий подход к
учебно-исследовательскому проекту, на результативность и практическую
значимость работы, умение вести обсуждение, на оформление презентационного
стенда.
Защита проекта дает
возможность учащимся продемонстрировать приобретенные знания, умения, опыт
поисково-исследовательской работы.
В работе над
школьными проектами геоэкологической направленности целесообразно учитывать особенности
мониторинговых наблюдений за состоянием
приземного воздуха, атмосферными осадками, состоянием почвы, растительности.
Важная составная часть геоэкологического мониторинга – наблюдения за
показателями здоровья школьников, позволяющие усилить практическую
направленность проводимых исследований.
Поисковая работа над
геоэкологическими проектами не только
активизирует познавательную деятельность учащихся, их самостоятельность, но и
способствует развитию интеграционных связей между школьными предметами, в том
числе между географией, биологией, химией, физикой. Работа над школьным
исследовательским проектом принципиальна
для приобретения навыков творческой деятельности, расширения общего кругозора,
формирования научного представления об окружающем мире как учащихся, так и
учителей.
Литература
- Николина
В.В. Метод проектов в географическом образовании //
География
в школе. – 2002 - № 6.
- Рыжов
И. Н. Школьный экологический мониторинг городских микрорайонов (часть 2).
Мониторинг природного блока // География в школе. – 1998. - № 7.
- Розанов
Л.Л. Школьный геоэкологический проект: рекомендации по выполнению
География в школе. – 2004. - № 7.
|