Технология модульного
обучения
Цель модульного обучения: содействие развитию самостоятельности учащихся, их
умения работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала.
Исходные
научные идеи:
Модульное
обучение базируется на деятельностном принципе: только тогда учебное содержание
осознанно усваивается, когда оно становится предметом активных действий
школьника, причем, не эпизодических, а системных. Поэтому, разрабатывая
задания, учитель опирается на состав учения, ориентирует школьников на цель
учебной деятельности, мотивирует ее принятие, определяет систему ученического
самоконтроля и самооценки, обеспечивая таким образом самоуправляемый
рефлексивный образовательный процесс.
Модульная
технология строится на идеях развивающего обучения: если школьник выполняет
задание с дозированной помощью учителя или одноклассников (подбадривание,
указание ориентира и т.п.) он находится в зоне своего ближайшего развития.
Такой подход способствует созреванию функций психики ребенка: то, что сегодня он
делает с помощью других, завтра сможет сам, т.е. один цикл завершается, ученик
переходит в зону актуального развития, и виток раскручивается на новом уровне.
В
модульном обучении это реализуется посредством дифференциации содержания и дозы
помощи ученику, а также организации учебной деятельности в разных формах
(индивидуальной, групповой, в парах постоянного и сменного состава).
В
основании модульной технологии находится и программированное обучение. Четкость
и логичность действий, активность и самостоятельность школьника,
индивидуализированный темп работы, регулярная сверка результатов (промежуточных
и итоговых), самоконтроль и взаимоконтроль - эти черты программированного
подхода присущи и технологии модульного обучения.
Рассмотрим последовательность действий
учителя при составлении модульной программы.
Первый
шаг - это представление учебного курса как системы, т.е. первичное
структурирование содержания. Сначала
учитель сам, а затем вместе с методическим объединением выделяет стержневые
линии всего учебного предмета, курса.
Следующее
действие состоит в отборе содержания для каждого класса по каждой стержневой
линии.
Отобранный
материал сводится в таблицу.
Таким
образом, учитель получает наглядное представление о содержании своего предмета
и по каждому классу, и по восходящей от класса к классу.
Второй
шаг состоит в том, что на каждый
класс составляется технологическая карта. Приведем ее возможный вариант.
Технологическая
карта по каждой параллели классов
Стерж-
невые
линии
|
Ведущие
знания
|
Второсте-
пенные
знания
|
Сопутству-
ющее
повторение
|
Трудно-
усваиваемые
темы
|
Внутри-
предметные
связи
|
Межпред-
метные
связи
|
Пути
преодо-
ления
затруднений
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Составив
такую карту, учитель четко и целостно видит все содержание с точки зрения
особенностей и сложности его изучения.
Третий
шаг - создание модульной программы,
компонентами которой являются дидактическая цель и совокупность модулей
модульной программы.
Каждой
модульной программе дается название, которое отражает суть выбранной для нее
крупной темы или раздела.
Затем
формулируется комплексная дидактическая цель на трех уровнях : значение этих
знаний для духовного развития личности, для жизненной практики и
профессионального самоопределения; знания; умения.
Четвертый
шаг связан с выделением в комплексной
дидактической цели интегрирующих дидактических целей - также на трех уровнях -
для каждого модуля и отбором его содержания, которое представляет собой
законченный блок информации, т.е. выстраивается система модулей.
Пятый
шаг - градация интегрирующих
дидактических целей на частные дидактические цели и формирование содержания
учебных элементов, составляющих модуль.
В
результате вырастает дерево целей: комплексная дидактическая цель -
интегрирующие дидактические цели - частные цели с подобранным под каждую из них
содержанием.
Шестой шаг - построение
самого модуля.
Построение
модуля начинается всегда с формулировки интегрирующей цели. Затем дается задание
для входного контроля, цель которого - установить готовность учащихся к работе.
Определяются
все частные дидактические цели и создаются учебные элементы, включающие в себя
целевую установку, алгоритмы действий ученика и проверочное задание для
контроля и коррекции усвоения знаний и умений.
Наполняется
содержанием предпоследний элемент модуля - резюме, обобщающее ход выполнения
заданий.
Составляются
задания выходного контроля. Их смысл в выявлении степени овладения содержанием
модуля.
Продумываются
структурно-логические схемы обобщения материала модуля и возможные ошибки
учащихся при их построении.
При разработке
модулей следует исходить из известных принципов:
- частные
дидактические цели учебных элементов в своей совокупности обеспечивают
достижение интегрированной цели модуля; реализация интегрированных целей
всех модулей, в свою очередь, приводит к комплексной дидактической цели
модульной программы;
- реализованная
обратная связь - основа управляемости и контролируемости процесса усвоения
знаний. При этом входной и выходной контроль более жесткий, осуществляется
учителем, а текущий и промежуточный (на стыке учебных элементов) - мягкий,
проходит в виде само- и взаимоконтроля учащихся;
- учебный и
дидактический материал излагается доступно, конкретно, выразительно, в
диалоговой форме;
- при построении
модуля соблюдается логика усвоения учащимися знаний: восприятие,
осмысление, запоминание, применение, обобщение и систематизация;
- структура модуля
должна соответствовать логике учебного занятия того или иного типа.
Первый шаг - определение
интегрирующей цели модуля.
Второй шаг - Разбиение на
учебные элементы в соответствии с логикой того или иного типа учебного занятия.
Третий шаг - формулирование
цели каждого учебного элемента.
Четвертый шаг - определение
содержания каждого учебного элемента.
Пятый шаг - формулирование
рекомендаций (советов) учащимся.
Опыт показал, что наиболее
удобна следующая форма учебного элемента (УЭ).
№ УЭ
|
Учебный материал с
указанием заданий
|
Советы учителя
|
|
|
|
Система требований к заданиям,
к деятельности учащихся и учителя.
Задания осуществляют
непрерывность внутрипредметных и межпредметных связей; дифференцированы по
содержанию и уровню познавательной самостоятельности; проблемны, ориентируют на
поиск проблем и их решений; отражают механизм усвоения знаний; включают
повторение изученного (составление таблиц, сравнительных характеристик и т.д.);
интегрируются целью модуля.
Деятельность учащегося
проходит в зоне его ближайшего развития; ориентирована на самоуправление и
взаимоуправление, формирует навыки общения; дает возможность рационально
распределять время; реализует рефлексивные способности ученика на каждом
занятии.
Изменяется принципиально
деятельность учителя. Его главная задача - разработать модульную программу,
сами модули, а на занятии он мотивирует, организует, координирует,
консультирует, контролирует, т. е., используя потенциал модульного обучения
осуществляет рефлексивное управление обучением.
Ограничения
Уровень готовности школьников к выполнению
самостоятельной учебной деятельности.
Материальные возможности школы.Включение в модуль
очень большого объема содержания деятельности, что создает дефицит времени.
Введение модульной технологии в образовательный
процесс нужно осуществлять постепенно. Можно сочетать традиционную
классно-урочную систему (технология объяснительно-иллюстративного обучения) с
модульной.
|