Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 29.09.2024, 01:30

МО естественных наук "Гимназия искусств при Главе Республики Коми"

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [9]
География [9]
Биология [0]
Химия [0]
Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Технология модульного обучения

Технология модульного обучения

 

Цель модульного обучения: содействие развитию самостоятельности учащихся, их умения работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала.

 

Исходные научные идеи:

Модульное обучение базируется на деятельностном принципе: только тогда учебное содержание осознанно усваивается, когда оно становится предметом активных действий школьника, причем, не эпизодических, а системных. Поэтому, разрабатывая задания, учитель опирается на состав учения, ориентирует школьников на цель учебной деятельности, мотивирует ее принятие, определяет систему ученического самоконтроля и самооценки, обеспечивая таким образом самоуправляемый рефлексивный образовательный процесс.

Модульная технология строится на идеях развивающего обучения: если школьник выполняет задание с дозированной помощью учителя или одноклассников (подбадривание, указание ориентира и т.п.) он находится в зоне своего ближайшего развития. Такой подход способствует созреванию функций психики ребенка: то, что сегодня он делает с помощью других, завтра сможет сам, т.е. один цикл завершается, ученик переходит в зону актуального развития, и виток раскручивается на новом уровне.

В модульном обучении это реализуется посредством дифференциации содержания и дозы помощи ученику, а также организации учебной деятельности в разных формах (индивидуальной, групповой, в парах постоянного и сменного состава).

В основании модульной технологии находится и программированное обучение. Четкость и логичность действий, активность и самостоятельность школьника, индивидуализированный темп работы, регулярная сверка результатов (промежуточных и итоговых), самоконтроль и взаимоконтроль - эти черты программированного подхода присущи и технологии модульного обучения.

 

Рассмотрим последовательность действий учителя при составлении модульной программы.

 

Первый шаг - это представление учебного курса как системы, т.е. первичное структурирование содержания. Сначала учитель сам, а затем вместе с методическим объединением выделяет стержневые линии всего учебного предмета, курса.

Следующее действие состоит в отборе содержания для каждого класса по каждой стержневой линии.

Отобранный материал сводится в таблицу.

Таким образом, учитель получает наглядное представление о содержании своего предмета и по каждому классу, и по восходящей от класса к классу.

 

Второй шаг состоит в том, что на каждый класс составляется технологическая карта. Приведем ее возможный вариант.

Технологическая карта по каждой параллели классов

Стерж-

невые линии

Ведущие

 знания

Второсте-

пенные знания

Сопутству-

ющее повторение

Трудно-

усваиваемые темы

Внутри-

предметные связи

Межпред-

метные связи

Пути преодо-

ления затруднений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составив такую карту, учитель четко и целостно видит все содержание с точки зрения особенностей и сложности его изучения.

 

Третий шаг - создание модульной программы, компонентами которой являются дидактическая цель и совокупность модулей модульной программы.

Каждой модульной программе дается название, которое отражает суть выбранной для нее крупной темы или раздела.

Затем формулируется комплексная дидактическая цель на трех уровнях : значение этих знаний для духовного развития личности, для жизненной практики и профессионального самоопределения; знания; умения.

 

Четвертый шаг связан с выделением в комплексной дидактической цели интегрирующих дидактических целей - также на трех уровнях - для каждого модуля и отбором его содержания, которое представляет собой законченный блок информации, т.е. выстраивается система модулей.

 

Пятый шаг - градация интегрирующих дидактических целей на частные дидактические цели и формирование содержания учебных элементов, составляющих модуль.

 

В результате вырастает дерево целей: комплексная дидактическая цель - интегрирующие дидактические цели - частные цели с подобранным под каждую из них содержанием.

 

Шестой шаг - построение самого модуля.

Построение модуля начинается всегда с формулировки интегрирующей цели. Затем дается задание для входного контроля, цель которого - установить готовность учащихся к работе.

Определяются все частные дидактические цели и создаются учебные элементы, включающие в себя целевую установку, алгоритмы действий ученика и проверочное задание для контроля и коррекции усвоения знаний и умений.

Наполняется содержанием предпоследний элемент модуля - резюме, обобщающее ход выполнения заданий.

Составляются задания выходного контроля. Их смысл в выявлении степени овладения содержанием модуля.

Продумываются структурно-логические схемы обобщения материала модуля и возможные ошибки учащихся при их построении.

При разработке модулей следует исходить из известных принципов:

  • частные дидактические цели учебных элементов в своей совокупности обеспечивают достижение интегрированной цели модуля; реализация интегрированных целей всех модулей, в свою очередь, приводит к комплексной дидактической цели модульной программы;
  • реализованная обратная связь - основа управляемости и контролируемости процесса усвоения знаний. При этом входной и выходной контроль более жесткий, осуществляется учителем, а текущий и промежуточный (на стыке учебных элементов) - мягкий, проходит в виде само- и взаимоконтроля учащихся;
  • учебный и дидактический материал излагается доступно, конкретно, выразительно, в диалоговой форме;
  • при построении модуля соблюдается логика усвоения учащимися знаний: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение и систематизация;
  • структура модуля должна соответствовать логике учебного занятия того или иного типа.

Первый шаг - определение интегрирующей цели модуля.

 

Второй шаг - Разбиение на учебные элементы в соответствии с логикой того или иного типа учебного занятия.

 

Третий шаг - формулирование цели каждого учебного элемента.

 

Четвертый шаг - определение содержания каждого учебного элемента.

Пятый шаг - формулирование рекомендаций (советов) учащимся.

 

Опыт показал, что наиболее удобна следующая форма учебного элемента (УЭ).

 

№ УЭ

Учебный материал с указанием заданий

Советы учителя

 

 

 

Система требований к заданиям, к деятельности учащихся и учителя.

 

Задания осуществляют непрерывность внутрипредметных и межпредметных связей; дифференцированы по содержанию и уровню познавательной самостоятельности; проблемны, ориентируют на поиск проблем и их решений; отражают механизм усвоения знаний; включают повторение изученного (составление таблиц, сравнительных характеристик и т.д.); интегрируются целью модуля.

 

Деятельность учащегося проходит в зоне его ближайшего развития; ориентирована на самоуправление и взаимоуправление, формирует навыки общения; дает возможность рационально распределять время; реализует рефлексивные способности ученика на каждом занятии.

Изменяется принципиально деятельность учителя. Его главная задача - разработать модульную программу, сами модули, а на занятии он мотивирует, организует, координирует, консультирует, контролирует, т. е., используя потенциал модульного обучения осуществляет рефлексивное управление обучением.

 

Ограничения

Уровень готовности школьников к выполнению самостоятельной учебной деятельности.

Материальные возможности школы.Включение в модуль очень большого объема содержания деятельности, что создает дефицит времени.

 

Введение модульной технологии в образовательный процесс нужно осуществлять постепенно. Можно сочетать традиционную классно-урочную систему (технология объяснительно-иллюстративного обучения) с модульной.

Категория: Мои статьи | Добавил: geograf (14.01.2014)
Просмотров: 521 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz