Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 29.06.2024, 07:08

МО естественных наук "Гимназия искусств при Главе Республики Коми"

Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [11]
Статистика

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

География – это наука романтиков и мечтателей!
[ Скачать с сервера (1.71 Mb) ] 18.11.2014, 15:25
География – это наука романтиков и мечтателей! Кто из нас не мечтал об удивительных странствиях и приключениях, читая романы известных писателей? Когда на уроке в 6 классе я спрашиваю у ребят, кто читал книгу «Дети Капитана Гранта» и вижу, в лучшем случае, только одну поднятую руку, мне становится грустно. Нельзя не согласиться с О.В. Крыловой, в том, что если ребенок в детстве не прочитает Ж. Верна, М. Рида, М. Пришвина, то он, скорее всего, не прочитает их никогда, потому что юность откроет перед ним другие книги. Как построить урок географии, чтобы он был интересным и увлекательным, а знания, полученные на уроке, прочными? Один из способов – использование дополнительной литературы. К сожалению, в век современных скоростей и компьютерных технологий чтение перестает быть популярным занятием, особенно для подростков. Только 15 % моих воспитанников предпочитают чтение книг в свободное время, так показали данные анкетирования. На мой взгляд, проблема потери интереса к чтению среди детей является очень актуальной в современном мире, поэтому цель моей работы – рассмотреть методы и приемы, применяемые на уроках географии, способствующие развитию навыков вдумчивого, разумного чтения, которые, возможно, помогут моим воспитанникам полюбить читать книги. Бытует устойчивое мнение, что развитие речи учащихся – это прерогатива учителей-словесников, а у предметника задачи иные, и специального времени для такого обучения нет. В то же время всякий учебный предмет предполагает усвоение новых терминов, понятий и т.д., а следовательно, и включение новых слов в речь в соответствии с нормами грамматики и стилистики. Изучая тот или иной учебный предмет, ученик усваивает язык, на котором происходит обучение, даже если это его родной язык. Речь является формой существования мысли, следовательно, в основе организации речевой деятельности учащихся должна лежать мыслительная деятельность, и вопрос в том, как организовать ее средствами школьной географии. Учителя, преподающие разные предметы, должны способствовать систематизации и проблематизации знаний обучающихся, дальнейшему повышению их речевой культуры. Поэтому, особое внимание следует уделять формированию устной монологической речи на уроке. Каждый учитель не раз слышал: «Я не знаю, что говорить». Эти признания свидетельствуют не столько об отсутствии у учеников необходимых знаний по предмету, сколько о неумении самому сформулировать замысел высказывания (ответ). Наша задача – учить школьников монологической речи в форме развернутого высказывания на разном географическом содержании. При изучении географии невозможно обойтись без географических описаний в литературе. Такой вид деятельности способствует развитию творческого воображения, устной речи учащихся, аналитического мышления, пополняет словарный запас, эмоционально обогащает урок. Практика показывает, что такие уроки потому и интересны, что постоянно будят мысль учащихся. В литературных произведениях содержатся превосходные описания явлений природы, той или иной территории, изучаемых объектов, т. е. художественное слово выступает как средство формирования географических знаний. Чтение вслух на уроке отрывков из произведений Джека Лондона (о белом безмолвии Арктики), Н.В. Гоголя (описание степи), как живо рисует грозу М. Твен в «Приключениях Тома Сойера», Стефана Цвейга (о странствиях Магеллана и разочаровании Роберта Скотта) – отличный и многофункциональный материал! Даже «Маугли» Р. Киплинга помогает отлично показать смены сухого и влажного сезонов года (сюжет о водяном перемирии). Художественный текст может стать на уроке предметом обсуждения и исследования. Например, произведение Корнея Чуковского «Доктор Айболит». Наверное, нет такого ребенка, который бы не знал этого произведения. Но давайте посмотрим на него с точки зрения географии. Мы отправляемся по следам Айболита. Где жил доктор Айболит? Наверное, Подмосковье, поселок Переделкино, к нему приходили лечиться и корова, и волчица, и лиса, и зайчик (типичные представители смешанных лесов). Потом он получает телеграмму от Гиппопотама. Куда предстоит отправиться Айболиту? Работая с текстом, ребята находят: «Мы живем на Занзибаре, в Калахари и Сахаре, на горе Фернандо-По, где гуляет Гиппо-по по широкой Лимпопо». Ищем эти объекты на карте. Каким же маршрутом туда отправляется доктор? По лесам, по лугам он бежит… (видим смену природных зон при движении на юг), либо на север (а в лицо ему снег и град, из-за елки выскакивают мохнатые волки). Но вот перед ними море, бушует шумит на просторе? Что это за море? (Средиземное или Баренцево). Перебравшись на ките через море (самый крупный представитель полосатых китов в Средиземном море – финвал до 20 м в длину): - «И горы встают перед ним на пути, и он по горам начинает ползти». Какие горы? («а горы все выше, а горы все круче, а горы уходят под самые тучи!» (на карте мы находим Атласские горы, наибольшая высота которых – 4165 м., и в этих горах обитают орлы (беркуты и стервятники), на которых Айболит летит к больным зверятам. Теперь ребенок представляет, где все это находится в пространстве. И от этого чтение стало еще интереснее, а наука география оказалась не такой уж скучной. Стихи, звучащие на уроке географии, повышают интерес, воспитывают эстетически, вызывают эмоциональную реакцию. Как обойтись при изучении темы «Реки» в 6 классе без чарующих строк Н.А. Некрасова о реке Волге; стихи А.С. Пушкина помогут передать характер горной реки Терек; М.Ю. Лермонтов поэтично говорит о Кавказе, а в произведениях Ф.И. Тютчева так красиво описывается российская природа. Поэзия мне помогает не только в формировании географических образов, но и при объяснении некоторых явлений природы, например изучение процесса круговорота воды в природе проходит с помощью стихотворения И. Якимова «Круговорот». «Хоть в это поверить не очень легко, Но Волги вода есть в реке Лимпопо…) Волги вода и в Байкале и в Ниле. И в Танганьике, и в нашей квартире» И. Якимов Литературные произведения могут быть использованы на разных этапах урока: в качестве эпиграфа, на этапе проверки домашнего задания или закрепления изученного материала, для актуализации знаний учащихся. С их помощью можно создавать логические упражнения (например, дать определения выделенным в стихотворении географическим терминам или выбрать объекты, относящиеся к изучаемой теме); использовать как форму проверки знаний, и даже при подготовке к олимпиаде. Конечно, метод художественного описания не является новым. Думаю, что у каждого учителя найдется своя копилка любимых литературных произведений, которые помогут сделать урок географии красочным, интересным и неповторимым. Считаю, что урок географии, так же как и любой другой школьный предмет, должен воспитывать у детей горячую потребность читать. Используя на своих уроках художественную литературу, верю, кто-то из моих воспитанников все-таки полюбит книги и будет зачитываться всемирно известными произведениями, с которыми он познакомился на уроках географии. Василий Александрович Сухомлинский говорил: «Если ученику, скажем, восьмого класса, задано сегодня по учебнику 10 страниц материала - значит, он станет тружеником. Мыслителем лишь тогда, когда прочитает в этот день 20, 30, 40 страниц интересной научной книги, журнала - не для запоминания, не для заучивания, а просто из потребности мыслить, узнавать, открывать, постигать, наконец, изумляться». И я не устаю повторять своим ученикам: день, прожитый без книги, прожит зря!
Категория: Мои файлы | Добавил: geograf
Просмотров: 561 | Загрузок: 7 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz