География в школе – это классическая учебная дисциплина, активно
участвующая в формировании научной картины мира. Современная школьная география
– это уникальная школьная дисциплина. Уникальность ее места и роли заключается
в том, что она представляет одновременно и естественные (физическая география),
и общественные (социальная и экономическая география) ветви знания. Более того,
картографическая составляющая школьной географии сближает ее с группой
информационно-технических наук. Объясняется это уникальной особенностью самой
современной географии как науки. Ни одна из 1600 существующих ныне ветвей
знания не обладает особенностью относиться сразу к нескольким блокам наук и
интегрировать в себе столь разнообразные сведения и закономерности.
География давно уже перестала быть «землеописательной» и
«поисково-открывающей» дисциплиной. Несмотря на это, до сих пор и в современном
обществе, и в школьной географии она нередко трактуется как
справочно-энциклопедическая область знания. Такой взгляд в корне противоречит
существу современной географической науки. Ее главной целью в настоящее время
является изучение пространственно-временных взаимосвязей в природных и
антропогенных географических системах от локального до глобального их уровня.
Играя роль своеобразного «мостика» между естественными и общественными науками,
географы активно привлекаются к решению разнообразных естественно-научных,
экологических и социально-экономических проблем современности.
Поэтому в основу настоящей программы положены педагогические и
дидактические принципы вариативного развивающего образования, изложенные в
концепции Образовательной программы «Школа 2100».
|