Творческие
работы учащихся – один из элементов формирования познавательной активности
школьников
Автор:
Римских Е.П. – учитель биологии гимназии искусств.
Каждый творчески работающий педагог
в своей ежедневной деятельности старается решить главную образовательную
проблему – вызвать у учащихся интерес к предмету и одновременно уложиться в
отведённое время, давая необходимый материал на соответствующем научном уровне.
Педагогическая практика показывает,
что дети существенно отличаются друг от друга по таким качествам, как
работоспособность, сосредоточенность, переключаемость, внимание, запоминание,
узнавание, актуализация знаний, скорость мыслительной деятельности, а также по
динамической особенности эмоционально-волевой сферы. Это обусловлено индивидуальными
особенностями нервной системы, которые педагог не вправе игнорировать. Это
заставляет учителя использовать разные педагогические приёмы для поддержания
познавательной активности школьников. Познавательная активность – качество не
врождённое и не постоянное, оно динамически развивается, может прогрессировать
и регрессировать под влиянием школы.
На своих уроках для стимулирования
познавательной активности я использую элементы проблемного, развивающего
обучения, проектную деятельность учащихся.
Учащиеся включаются в работу индивидуально,
парами или группами. Некоторые работы сопровождаются иллюстрациями или в виде
компьютерной презентации.
Творческие работы дают положительные результаты в обучении:
развивают образное и логическое
мышление; раскрывают таланты и творческие возможности учащихся (т.к. творческий
процесс есть во всех сферах человеческой деятельности и областях знания), будят
фантазию и воображение, а также способствуют ненавязчивому усвоению и
закреплению знаний учащихся по определённой теме.
Многие ребята с увлечением подходят
к таким заданиям.
Уроки-презентации творческих работ
проводятся с большим интересом.
В течение нескольких лет создаётся
коллекция наиболее удачных творческих работ учащихся, которые я использую для
активизации познавательной деятельности на этапах повторения изучаемой темы
урока в разных классах. Некоторые работы содержат ошибки, ребята активно
обсуждают биологическую грамотность работы во время презентации, работы с
ошибками можно использовать на этапе повторения тем уроков, для нахождения в
них ошибок. Ребята разных возрастных категорий воспринимают такой подход
положительно.
Некоторые работы помещаю на стенды
по изучающим темам, читая эти работы ребята ненавязчиво знакомятся и с другой
интересной информацией по теме.
В качестве
примера рассмотрю изучение темы «Клетка». В курсе биологии формированию этого
общебиологического понятия уделяется огромное внимание. Знакомство с клеткой
происходит уже в курсе биологии в 5 классе. Затем в 6, 7, 8 классах ребята
знакомятся со строением и особенностями растительных и животных клеток,
сравнивают, проводят лабораторные работы.
Для примера
приведу творческие работы учащихся по разделу: «Цитология» в 6
классе.
Провожу практико – ориентированную творческую работу
по теме « Модель растительной клетки»
Цель:
Совершенствование знаний по теме «Строение растительной клетки».
Задачи:
Выполнение модели «Растительная клетка». Организация выставки в кабинете биологии. Проведение тестирования
по теме и оценивание.
Приложение№1:
Тест
№1 «Увеличительные приборы»
Выберите правильные
ответы и укажите их буквы.
1)Приборы,
с помощью которых изучают организмы:
а. телескоп, б. микроскоп, в. гномон, г. лупа, д. компас.
2)
Если увеличение микроскопа равно 600,
чему будет равно увеличение окуляра и объектива?
а. 300 + 200, б. 900 - 300 в. 10 х 60 г. 1200 : 2
2.
Подчеркните верные утверждения.
1)
Самый простой увеличительный прибор – ручная лупа.
2)
Увеличительное стекло лупы двояко вогнутое.
3)
С помощью лупы можно увидеть внутреннее строение клетки.
4)
Главные части светового микроскопа – объектив и окуляр, ввинченные в зрительную
трубку – тубус.
5)
Тубус микроскопа прикреплен к штативу.
6)
Предметный столик с рассматриваемым объектом можно приблизить или удалить от
объектива при помощи винта.
3.Ответьте
на вопросы.
1) Составная часть
зрительной трубки микроскопа, находящаяся в верхней части.
2) Составная часть
зрительной трубки микроскопа, находящаяся в нижней части.
3) Часть микроскопа, к которой крепятся все
приспособления для рассматривания объектов
Тест № 2 «Строение растительной клетки».
1.
Какие
части клетки обозначены цифрами 1- 6
2.
Установите
соответствие.
1) Крупный
органоид растительной клетки, заполненный жидкостью?...........
2) Органоид,
носитель генов, определяющих наследственные свойства растения?.............
3) Какой
прибор нужен для того, чтобы увидеть клетку кожицы лука?.............
4) За
счет какого вещества, клеточная стенка растений плотная?.............
5) Наличием
чего обусловлен зеленый цвет листа?..........
6) Защищает
содержимое клетки от внешних воздействий?..........
7) Как
называют красящее вещество в клетке растений?...........
А.
оболочка, Б. микроскоп, В. Целлюлоза, Г. пигменты, Д. ядро, Е. хлоропласт, Ж. вакуоль.
Литература:
Хрыпова Р.Н.
«Биология.Растения, бактерии, грибы, лишайники» 6 класс:учебник для
общеобразовательных учреждений – М. : Мнемозина, 2008.
Хрыпова Р.Н.
«Биология.Растения, бактерии, грибы, лишайники» 6 класс: методическое пособие –
М. : Мнемозина, 2011.
Проект
по теме «Строение бактериальной клетки»
5 класс «Биология»
Бактерии одноклеточные существа,
окружают нас повсюду и оказывают весьма значительное воздействие на жизнь
людей.
Бактерия (от греч. «бактерион» - палочка).
Формы бактерий: кокки, диплококки, стрептококки, сарцины, стафилококки,
бациллы (палочки), вибрионы, спириллы.
- Движение (реактивный способ движения, выбрасывая слизь, и с помощью
жгутиков).
- Размножение (делением
надвое (прикрепление хромосомы к мембране, удвоение хромосомы, удлинение
клетки, образование поперечной перетяжки), спорообразование с помощью спор –
клеток, покрытых толстой оболочкой).
- Внутреннее строение (нет ядра, вместо
него наследственный материал; жгутики для передвижения; оболочка: капсула из
слизи имеет выросты - пили, клеточная стенка содержит муреин –
вещество, состоящее из белков и углеводов, цитоплазматическая мембрана;
рибосомы – синтез белков).
- Питание.
Гетеротрофы (от греческого «гетеро» - разнородный, «трофос» - питаю) –
питаются готовыми органическими веществами.
Автотрофы (от греческого «авто» - сам, «трофос» - питаю) – сами для
себя производят органические вещества.
Хемосинтез –
образование органических веществ за счёт энергии, выделяющейся при разрушении
веществ, при окислении минеральных веществ.
Отношение к кислороду.
Аэробные (дышат кислородом). Анаэробные (живут в бескислородной
среде).
Роль бактерий. Положительная: бактерии
являются разрушителями - редуцентами в биогеоценозах (санитары
планеты), симбиоз - сожительство: клубеньковые бактерии и
растения семейства Бобовых, бродильные бактерии в производстве
кисломолочной продукции, борьба с вредителями сельского хозяйства, производство
инсулина, ферментов, лекарств.
Отрицательная: патогенные бактерии (от греч.
«патос» - болезнь, «генезис» - происхождение. заболевания: туберкулёз (палочка
Коха), холера, чума).
Предложено воспитанникам
самостоятельно изучить строение бактериальной клетки и выполнить модель «Строение бактериальной
клетки»
Цель: Совершенствование знаний по теме
«Бактерии – самые мелкие и многочисленные существа на Земле».
Задачи: Выполнение модели «Бактериальная
клетка». Организация выставки в кабинете
биологии. Проведение контрольного тестирования по теме и оценивание.
|